РАБОТАЕМ БОЛЕЕ 12 ЛЕТ

Защита электродвигателей Комментировать

Различные типы электродвигателей широко используются практически во всех сферах деятельности современного человека. Качество работы электродвигателя и срок его службы зависят от множества факторов: грамотной эксплуатации, правильного подбора прочих элементов системы, использования соответствующей электросхемы и т.д. Однако даже при соблюдении всех эксплуатационных требований в электросистемах, под воздействием различных факторов, могут возникать аварийные режимы, которые могут стать причиной выхода электродвигателя из строя. Чтобы предотвратить такие неприятные последствия, как вынужденный простой оборудования и дорогостоящий ремонт, важно ещё на этапе проектирования электросистемы предусмотреть защиту электродвигателя, которая может быть организована различными способами.

В каких случаях защита электродвигателя окажется эффективной

Защита электродвигателя, организованная одним из перечисленных ниже способов, поможет избежать выхода прибора из строя при возникновении таких внештатных ситуаций, как:

— недостаточный уровень подачи электроснабжения;
— чрезвычайно высокое напряжение;
— резкие скачки частоты подачи тока;
— ошибки, совершённые при монтаже электродвигателя в электросистему;
— превышение верхнего или нижнего порогов допустимого температурного режима;
— перегрев электродвигателя;
— несоблюдение рекомендованных производителем условий эксплуатации устройства;
— использование рабочей жидкости с недопустимой вязкостью;
— работа электродвигателя в режиме частых пусков/остановок;
— блокировка работы ротора;
— внезапный обрыв фазы.

Типы и особенности защиты электродвигателя

Существуют различные типы защиты электродвигателей, каждый из которых имеет свои особенности. Выбирая оптимальный тип защиты для каждого конкретного случая важно руководствоваться индивидуальными параметрами существующей или проектируемой электросети.

— Внешняя защита

К устройствам внешней защиты электродвигателей относятся различные автоматы, предохранители и выключатели, реагирующие на превышение допустимых токовых значений, возникающее в сети. В случае если токи сети начинают превышать допустимые номинальные значения, такие устройства отключают электродвигатель, тем самым предотвращая его повреждения. Эффективной такая защита окажется также при блокировке ротора, а вот при повышении допустимой температуры обмоток она окажется бесполезной.

При этом важно отметить, что внешние аппараты максимально-токовой защиты, к которым следует отнести электромагнитные реле, плавкие предохранители и автоматические выключатели, использующие электромагнитный способ расцепления, обеспечивают защиту электродвигателей на более высоком качественном уровне. Отключение двигателя от сети при использовании таких устройств защиты происходит практически мгновенно (без выдержки), как только в сети появляются признаки короткого замыкания или экстремальные значения токов.

Большой популярностью на современном рынке пользуются также универсальные защитные устройства: мотор-автоматы с модульной конструкцией, устанавливаемые на DIN-рейку и осуществляющие управление работой контакторов. Самые продвинутые версии мотор-автоматов дают дополнительную возможность точной регулировки параметров защитного отключения.

— Внутренняя защита

Встроенные защитные устройства — терморезисторы и автоматические выключатели – в отличие от внешних устройств обеспечивают защиту обмоток, контролируя их температуру. Наиболее популярными устройствами, использующимися для организации внутренней защиты электродвигателей, являются терморезисторы РТС и тепловые автоматические выключатели.

Установка терморезисторов РТС, имеющих положительный температурный коэффициент сопротивления, в обмотки осуществляется производителем электродвигателя. Принцип действия терморезисторов основан на резком увеличении сопротивления при достижении максимально допустимого температурного порога в обмотках статора. Превышение суммарного сопротивления цепочки приводит к срабатыванию контакта входного реле, который, в свою очередь, управляет катушкой магнитного пускателя или расцепителем автомата, отключая электродвигатель.

Организация внутренней защиты с помощью термисторов особенно актуальна в случаях, когда температуру двигателя нельзя с достаточной точностью определить по значениям тока: например, при работе электродвигателя в повторно-кратковременном режиме. Кроме того, терморезисторы РТС окажутся очень полезными в случае сильного загрязнения двигателя или при боях в работе системы принудительного охлаждения.

Тепловые автоматические выключатели представляют собой биметаллические пластины, прямое назначение которых – размыкание цепи при повышении температуры обмоток. Несомненным преимуществом тепловых автоматических выключателей является возможность настройки температуры отключения электродвигателя в широком диапазоне. Биметаллические таблетки (одна или две) встраиваются в статорные обмотки, последовательно соединяются, а затем выводятся на клеммную коробку. При подключении электродвигателя, защищённого таким образом, к сети, контакты выключателей подключаются к цепи питания контактора или катушки пускателя напрямую. Когда температура обмоток статора достигает предельно допустимого значения, цепь питания пускателя останавливается, что приводит к остановке работы электродвигателя. После остывания обмоток до нормальной температуры цепь вновь замыкается, работа электродвигателя возобновляется.

Несомненно, наиболее эффективной будет защита, предусматривающая реагирование используемых устройств как на неполадки, возникающие в питающей сети, так и на нагрев самого электродвигателя. Именно поэтому предпочтительным вариантом является установка как внешней, так и внутренней защиты. Широкий выбор автоматических выключателей и выключателей-разъединителей представлен в каталоге торгового дома Степмотор.