РАБОТАЕМ БОЛЕЕ 12 ЛЕТ

Ремонт вала электродвигателя Комментировать

Довольно частым явлением, возникающим в процессе эксплуатации электродвигателей, является повреждение валов. Наиболее сильно подвержены повреждениям различного рода валы электродвигателей, работающих с нарушением требований эксплуатации, например, при частых недопустимо высоких нагрузках. Однако в ряде случаев причиной возникновения неполадок могут быть механические факторы, такие, как высокая вибрация, проседание вала из-за износа подшипников и т.д. Характерными повреждениями, свойственными валам электродвигателей, являются выработка (износ) шеек вала, а также искривление и нарушение целостности элемента.

Ремонт посадочных поверхностей шеек вала

Более 50% повреждений валов электродвигателей приходится на выработку посадочных поверхностей шеек вала. Как правило, причиной данного явления становятся частые съёмы и посадки на вал разнообразных деталей, что приводи к образованию дефектов посадочных поверхностей.

В случае если выработка шеек вала небольшая, не превышающая 5% диаметра элемента, дефекты устраняются путём проточки вала на токарном станке. При большем размере повреждений на деформированные участки необходимо наплавить слой металла, после чего также необходима проточка.

Устранение искривления вала

Чтобы устранить искривления вала, необходимо проверить его биение в центрах токарного станка. Для этого к вращающемуся валу подводится красящий элемент – в качестве него можно использовать цветной карандаш или мел, который закрепляется на суппорте станка. По следам, оставленным красящим элементом на выпуклой части вала, обнаруживается биение, а его величина определяется при помощи индикатора. Правка искривлённого вала происходит на специальном валоправочном стенде в несколько приёмов. Если искривление невелико, выправить вал нередко удаётся с точностью, достигающей 0,05мм на 10см длины вала. Для облегчения правки и повышения её точности вал необходимо предварительно освободить от насаженных деталей.

Ремонт сломанного вала

Отломившиеся части вала можно компенсировать путём добавления новых частей, при этом при изготовлении новой части важно принимать в учёт необходимость наличия припуска для обработки. Соединение старой и новой частей может быть выполнено при помощи сварки встык, с предварительной обработкой соединяемых частей на конус, либо при помощи горячей посадки. При использовании второго метода одна из частей, подлежащих соединению, нагревается до температуры 200-300°©, после чего на ней вытачиваются отверстие и хвостик. Для увеличения прочности соединения можно дополнительно наложить на стык сварочный шов. Чтобы избежать искривлений вала при наращивании новой детали очень важно тщательно следить за уровнем нагрева частей вала, расположенных диаметрально.

 Общие рекомендации по ремонту вала электродвигателя

Производить ремонт валов электродвигателей необходимо, учитывая характер повреждений. Так, мелкие дефекты шеек валов можно устранить при помощи промасленной наждачной бумаги или шлифовки по кругу на станке. При необходимости проточки важно учитывать, что диаметр шеек вала после проточки не должен уменьшиться более чем на 6% от первоначального диаметра.

При наличии трещин на корпусе вала, заваривать их можно только тогда, когда повреждения распространены вглубь элемента не более чем на 10%, в случае с поперечными трещинами – если длина их по окружности не превышает 10% длины окружности.

После проведённого ремонта обязательно нужно произвести балансировку вала, в сборе со всеми вращающимися элементами оборудования.