РАБОТАЕМ БОЛЕЕ 12 ЛЕТ

Ремонт сердечников статора и ротора Комментировать

Электромагнитное поле представляет собой явление, крайне широко и разнообразно применяющееся в современной технике: именно на основе магнитного поля функционируют все современные электромеханические устройства. Объясняется это тем, что наличие электромагнитного поля является непременным условием для существования электрического тока. В случаях, когда существующее электромагнитное поле необходимо усилить, применяются сердечники или, как их ещё называют, магнитопроводы. Не удивительно, что сердечники являются неотъемлемыми элементами статоров и роторов, а выход их из строя обездвиживает весь механизм, частью которого они являются.

Основные неисправности сердечников ротора и статора

О том, что сердечник неисправен, сигнализирует сильный перегрев электродвигателя, появление при работе нехарактерных шумов, таких, как гудение, шуршание или треск. При появлении перечисленных признаков поломки электродвигатель необходимо разобрать: только так, при тщательном внешнем осмотре и проведении необходимых испытаний можно оценить состояние сердечников статора и ротора, выявить тип повреждения, его локализацию и масштаб. Основными неисправностями, характерными для магнитопроводов, являются:

— ослабление посадки на валу со смещением в направлении оси;
— ослабление прессовки пакетов магнитопровода;
— распушение листов сердечника;
— нарушение изоляции меж листами;
— оплавление проводников и выгорание отдельных участков стали.

Устранение неисправностей магнитопровода

Если причиной неполадок стало ослабление посадки сердечника, при визуальном осмотре важно уделить должное внимание состоянию концевых шпоночных канавок и стопоров. Убедившись в целостности элементов магнитопровода, его устанавливают на место, придерживаясь заводской схемы расположения, и надёжно закрепляют. Отверстия для статоров высверливаются новые, располагают их в ином месте.

В случае если ослабла прессовка, между крайними листами магнитопрвода и сжимной шайбой, с интервалом в 2-4 зуба, забиваются текстолитовые крылья, в дальнейшем обеспечивающие необходимую плотность прессовки. Определить степень прессовки не сложно, для этого достаточно простого контактного ножа: если прессовка в порядке, его лезвие при сильном нажиме не входит в межлистовое пространство более чем на 3 мм.

Распушение листов сердечника – проблема, требующая довольно кропотливого процесса устранения. В зубьях сердечника пропиливаются, а затем провариваются при помощи круговой сварки пазы. Снятие зубцов происходит посредством шпилек, вставленных в подготовленные пазы. Сердечник и сварные швы тщательно зашлифовываются, распушённые листы склеиваются при помощи лака. По окончании восстановительных работ необходима установка дополнительной шайбы с зубьями.

Незначительные повреждения в межлистовой изоляции устраняются при помощи лака. Если площадь замыкания велика, используют травление в азотной кислоте. Для этого намагничивающая и контрольная обмотки наматываются на статор, после чего по намагничивающей обмотке пропускается ток. Место повышенного нагрева после проведения данной манипуляции и будет местом, требующим обработки. Смежные области защищаются от воздействия кислоты с помощью шпаклёвки. Затем повреждённая зона нагревается до температуры 80-100°©, после чего ток отключается, участок обрабатывается концентрированной азотной кислотой. По завершении травления остатки кислоты обязательно нужно нейтрализовать!

При оплавлении небольших участков стали – при сплавлении некоторых листов между собой – сплавленные листы высекаются, образовавшаяся щель обрабатывается лаком, после чего между листами устанавливаются тонкие пластины, которые затем также покрываются лаком. При больших повреждениях пострадавшие зубцы высекаются и заменяются стеклогетолитным заполнением, промазанным клеем и плотно уложенным меж сталью и обмоткой. После проведения всех манипуляций требуется обязательная перешихтовка сердечника.